Обыкновенное чудо

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №5, г.Йошкар-Ола

Наша начальная школа – это школа полного дня.

Ученики находятся в школе с 08.00ч. до 18.00 ч.

Как в начальной школе организован учебный процесс?

Учебный процесс организован следующим образом: до уроков проводится эмоционально-психологический настрой учеников на качественное усвоение учебного материала; далее уроки по расписанию (часть уроков проводится по подгруппам), после прогулки и обеда – самоподготовка (в 1 классе – тихий час) и развивающие занятия, 2 раза в неделю занятия в кружках. Все уроки проводятся в режиме смены динамических поз, с использованием специальной ростовой мебели с наклонной поверхностью. Ведется работа по профилактике близорукости.

Какие программы и технологии мы используем?

Обучение осуществляется по развивающей программе «2100» с использованием технологии критического мышления, проблемного обучения, технологии планомерно-поэтапного формирования учебных действий. На уроках используются разные формы работы: групповая (как основная и системообразующая), работа в парах, индивидуальная. Совместно с психологом составлены и реализуются коррекционно-развивающие программы по развитию мышления, внимания, памяти. Большое внимание уделяется развитию устной и письменной речи (инсценировка программных произведений, сочинения-миниатюры, заучивание стихов, дополнительные уроки литературы). На каждого ребенка ведется карта орфографической зоркости и график скорости чтения. Педагоги используют приемы по формированию у учеников адекватной самооценки, сочетая безотметочную систему оценивания с отметочной.

Об индивидуальной работе

В школе продумана и налажена система индивидуальной работы с детьми, которые испытывают трудности в усвоении учебного материала. У каждого учителя есть тетрадь индивидуальной работы, где записываются темы и список детей, которые не до конца их усвоили, фиксируются проведенные индивидуальные занятия с каждым учеником.

Особенности нашего мониторинга знаний, умений и навыков

В начальной школе отработана система мониторинга знаний, умений и навыков по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру, музыке, труду, физкультуре. Разработаны критерии диагностики, составлены графики проведения диагностических срезов. Оценка результатов проводится по 5 уровням: соответствие возрастной норме, выше и значительно выше возрастной нормы, ниже и значительно ниже возрастной нормы. Полученные результаты  заносятся в сводную таблицу и составляются столбчатые диаграммы уровня обученности детей.

О взаимодействии с родителями

К настоящему времени сложилась система эффективного взаимодействия педагогов с родителями. Это, прежде всего, ежедневные беседы с родителями об успехах и трудностях ребенка. Индивидуальные консультации, на которых в течение 30-40 минут проводится анализ учебной деятельности ребенка, намечается план помощи ребенку со стороны родителей. Такие консультации проводятся как по необходимости, так и запланировано (1-2 раза в год со всеми родителями). Традиционной стала тематика классных родительских собраний. В большинстве случаев соблюдается правило школы – посещение родительских собраний обоими родителями. 

Обратная связь для родителей

Один раз в год на каждого ребенка пишется характеристика. В составлении характеристики участвует психолог, команда педагогов. Есть необходимость участия в данной работе педиатра школы. Завуч начальной школы организует процесс и несет ответственность за качество и своевременность написания характеристик. Время написания характеристик –  май-июнь. «Сложные случаи» обсуждаются с заместителем директора по СПВ.

"Дни открытых дверей" для родителей

Один раз в год в каждом классе проводится День открытых дверей для родителей. Он начинается с выступления директора школы, который говорит о целях совместной работы (задача родителей – наблюдение за своим ребенком, заполнение анкеты и участие в круглом столе). День открытых дверей проводится в субботу в соответствии с традиционным графиком. Кроме того, у родителей есть возможность приходить на уроки в течение всего учебного года.

Немного о первом классе

Учениками 1 класса становятся, в основном, выпускники нашей подготовительной группы "Чудо-град".         

После комплектования 1 класса проводится организационное родительское собрание, на котором родители и педагоги знакомятся друг с другом. Родители говорят о том, что они ждут от школы, что их тревожит. Педагоги знакомят родителей с программами, по которым будут обучаться дети. Родители пишут 2 мини-сочинения на темы: «Портрет моего ребенка» и «Я как родитель» по предложенному плану.

Родители имеют возможность записать своего ребенка в летний  школьный лагерь "Ветер странствий", который организовывается в июне.

Первые две недели в 1 классе проводятся занятия по программе «Введение в школьную жизнь». Эти занятия направлены на то, чтобы дети легче адаптировались к школьным условиям, быстрее усвоили школьные правила, перешли с позиции дошкольника на школьную позицию. Занятия проводятся командой педагогов: классный руководитель, воспитатель класса, психолог, учитель литературы, учитель труда, учитель музыки, педагог-организатор. Программа завершается праздником, на котором детям вручаются дипломы, и присваивается звание «Настоящий ученик».

Что такое сбор-старт?

На последней неделе августа в каждом классе проводится сбор-старт, на который собираются дети, родители и педагоги (классный руководитель, воспитатель класса, психолог, курирующий работу начальной школы, учитель музыки, педагог-организатор). На этой встрече дети, родители и педагоги делятся впечатлениями о лете (форма может быть разная), проводится анализ внеклассной работы за прошедший год  и планируется  деятельность коллектива класса на новый учебный год, идет подготовка к 1 сентября.

О летнем домашнем задании

Прижилось еще одно правило школы – выполнение летнего домашнего задания по чтению, русскому языку, математике, английскому языку (индивидуально) и окружающему миру. Эта форма взаимодействия с родителями дает им возможность быть в курсе изученного материала, увидеть то, что ребенок усвоил и в чем ему нужно помочь. Ребенок, выполняя летнее домашнее задание, имеет возможность преодолеть эффект забывания, свойственный детям младшего школьного возраста.